О
mастере:



Sюрреалистическое:



|

Что такое Сюрреализм?
СЮРРЕАЛИЗМ (от франц. surrealisme - надреализм)
- одно из самых значительных и долговечных художественных направлений
европейского авангардного искусства ХХ в. Сюрреализм зародился во
Франции в начале 20-х годов, постепенно, сливаясь с массовой культурой
, пересекаясь с пост- и трансавангардом, вошел в качестве составной
части в постмодернизм .
В "Манифесте Сюрреализма" 1924
г. лидер французского Сюрреализма Андре Бретон писал:
"Сюрреализм есть чистый физический автоматизм, посредством
которого мы стремимся выразить в слове или в живописи истинную функцию
мысли. Эта мысль продиктована полным отсутствием всяческого контроля
со стороны рассудка и находится за пределами всех эстетических и
моральных норм".
Сюрреализм базируется на вере в высшую реальность
произвольных ассоциаций (ср. парасемантика ) , во всемогущество
сновидения и в незаинтересованную игру мысли, что ведет к постоянной
деструкции всех физических механизмов и этических кодексов и их
решительной замене в принципиальных жизненных проблемах.
Сюрреализм выступил как одно из направлений
в живописи, литературе и кино .
Применительно к живописи Бретон выделял в
сюрреализме следующие базовые приемы (или принципы):
1) автоматизм,
2) использование так называемых обманок (trompe-l'oeil) и
3) сновидческие образы.
В 1924 г. Андре Массон стал делать автоматические
рисунки. Используя ручки и индийскую тушь, он позволял своей руке
быстро странствовать по листу бумаги, и возникающие при этом случайные
линии и пятна вливались в образы, которые он либо развивал дальше,
либо оставлял как есть. В лучших из этих рисунков наблюдается удивительная
связность и текстуальное единство. Для художника важны были метаморфозы
образов, то, как один из них превращается в другой. Так, голова
лошади или рыбы могла трансформироваться в некий сексуальный образ.
Другой художник-сюрреалист, Хуан Миро, описывал
свой опыт так: "Я начинаю рисовать, и пока я рисую, картина
сама начинает утверждать себя под моей кистью. Пока я работаю, некая
форма становится знаком женщины или птицы. Первая стадия - свободная,
бессознательная [...]. Вторая стадия - внимательно выверенная".
Говоря о живописи ранних сюрреалистов, Бретон
употреблял термин "химия интеллекта"; он говорил о таинственной
галлюцинаторной власти образа, о том, что только чудесное прекрасно,
что работа иллюзии является моделью внутреннего мира и что все переходит
во все.
Сюрреализм является явным и непосредственным
детищем психоанализа , отсюда его обращение к сновидению, к бессознательному
и к технике свободных ассоциаций.
Давая обобщенный образ сюрреализма во "Втором
манифесте С." 1930 г., Бретон писал:
"Ужас смерти, потусторонние кабаре,
погружение в сон даже самого здорового рассудка, обрушивающаяся
на нас стена будущего, Вавилонские башни, зеркала неосновательности,
непреодолимая стена грязноватого серебра мозгов - эти слишком увлекательные
образы человеческой катастрофы остаются, возможно, всего лишь образами.
Все заставляет нас видеть, что существует некая точка духа, в которой
жизнь и смерть, реальное и воображаемое, прошлое и будущее, передаваемое
и непередаваемое, высокое и низкое уже не воспринимаются как противоречия
(ср. дзэнское мышление . - В. Р.). И напрасно было бы искать для
сюрреалистической деятельности иной побудительный мотив, помимо
надежды, определить такую точку".
Подчеркивая тот факт, что сюрреализм является
не просто манерой живописи, а неким очень важным душевным опытом,
измененным состоянием сознания , Бретон добавляет:
"В сюрреализме мы имеем дело исключительно
с furor. Важно понимать, что речь идет не о простой перестановке
слов или произвольном перераспределении зрительных образов, но о
воссоздании состояния души, которое сможет соперничать по своей
напряженности с истинным безумием".
Литературные и поэтические опытысюрреализма
также отличает автоматизм сцепления свободных ассоциаций, констелляция
образов. Вот пример сюрреалистического стихотворства :
Свисают бесцветные газы
Щепетильностей три тысячи триста
Источников снега
Улыбки разрешаются
Не обещайте как матросы
Львы полюсов
Море море песок натурально
Бедных родителей серый попугай
Океана курорты
7 часов вечера
Ночь страны гнева
Финансы морская соль
Осталась прекрасная лета ладонь
Сигареты умирающих
(Филипп Супо)
прочитать другие сюрреалистические стихотворения
безусловно, сюрреалистическая поэзия проигрывает
по сравнению с отечественным ОБЭРИУ. Проигрывает прежде всего -
отсутствием юмора, самоиронии, напыщенной серьезностью, что, впрочем,
не было характерно для сюрреалистического кинематографа.
В 1926 и 1928 гг. испанские сюрреалисты -
будущий великий художник Сальвадор Дали и будущий великий режиссер
Луис Бунюэль- создали два знаменитых скандальных киношедевра: "Андалузская
собака" и "Золотой век". Помимо того что в этих фильмах
представлена обычная для сюрреализма техника свободных ассоциаций,
образов бессознательного и т. д. эти фильмы задали особую традицию
сюрреалистического киноязыка. Вспомним знаменитые кадры, предваряющие
классические картины Дали: режиссер, разрезающий бритвой глаз героини;
рояль, к которому привязана туша быка и два монаха; корова в шикарной
спальне; женская волосатая подмышка на губах у мужчины и др.
В конце 20-х годов сюрреализм претерпел кризис.
Его лидеры Бретон и Арагон пришли к амбициозной идее, что сюрреализм
- это тотальное революционное движение, связанное с идеями коммунизма
и исторического материализма. Во "Втором манифесте Бретон писал:
"Самый простой сюрреалистический акт состоит в том, чтобы,
взяв в руки револьвер, выйти на улицу и наудачу, насколько это возможно,
стрелять по толпе. И у кого ни разу не возникало желание покончить
таким образом со всей этой ныне действующей мелкой системой унижения
и оглупления, тот сам имеет четко обозначенное место в этой толпе,
и живот его подставлен под дуло револьвера". И далее: "Сюрреализм,
коль скоро он намеренно вступает на путь сознания понятий реальности
и нереальности, разума и бессмыслицы, знания и "рокового"
неведения, пользы и бесполезности и т. д., подобен по своей направленности
историческому материализму".
По-видимому, из этого кризиса сюрреализм
вышел именно благодаря тому, что он перестал осмыслять себя как
чисто идеологическая система и стал уделом таких крупнейших профессионалов,
как бельгийский художник Рене Магритт и упомянутый уже Сальвадор
Дали. Об автоматизме в живописи позднего сюрреализма уже не может
идти речь, их произведения имеют четко выраженную композицию. Основная
художественная проблема, которую решают поздние сюрреалисты, это
проблема соотношения иллюзии и реальности и поиски границ между
ними. Таков сюжет большинства картин Магритта. Так, например, на
картине "Запрещенное изображение" (1937) запечатлен человек,
который стоит спиной к зрителю и смотрится в зеркало, но отражение
в зеркале при этом показывает его затылок и спину, то есть то, что
сам он видеть не может и что доступно лишь тому, кто наблюдает за
ним. На картине "Личные вещи" на фоне стен, которые одновременно
являются небом с облаками, расположены вполне реалистически выписанные
предметы, отличающиеся при этом гигантскими размерами: на маленьком
платяном шкафу лежит огромная кисточка для бритья, на двухспальной
кровати размером со спичку, лежащую рядом на полу, стоит прислонившись
к стене-небу расческа размером почти до потолка.

|